Новости
Изменения в законодательстве Республики Беларусь
21.04.2024
Хотелось бы отметить, что в настоящее время является нарушением работа с иностранными организациями, в том числе российскими, когда белорусская организация открывает собственную компанию на территории Российской Федерации и в иных странах.
Такая деятельность без полноценного офиса, склада, штата работников и в особенности с директором на территории Республики Беларусь может быть признана «искусственной деятельностью» с включением всей российской выручки в объем выручки белорусского субъекта. Как вывод- налоги должны платиться в той стране, в которой ведется бизнес!
Согласно нормы пункта 4 статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь, а именно, налоговая база и (или) сумма подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) по результатам проверки подлежат корректировке при наличии хотя бы одного из следующих оснований: установление искажения сведений о фактах (совокупности фактов) совершения хозяйственных операций, об объектах налогообложения, подлежащих отражению плательщиком в бухгалтерском и (или) налоговом учете, налоговых декларациях (расчетах), а также в других документах и (или) информации, необходимых для исчисления и уплаты налогов (сборов); основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора).
Особенности отнесения действий или событий к хозяйственным операциям, основной целью совершения которых являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора), устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь; отсутствие реальности совершения хозяйственной операции (включая случаи, когда фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права).
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2022 № 465 «Об особенностях оценки отдельных хозяйственных операций» (далее – постановление № 465) особенностью отнесения действий или событий к хозяйственным операциям, основной целью совершения которых являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора), является получение экономической выгоды в виде неуплаченных (не полностью уплаченных) и (или) зачтенных, возвращенных сумм налогов (сборов) в результате совершения хозяйственных операций, не обусловленных разумными экономическими или иными причинами, в отсутствие намерения получить экономический эффект от осуществления реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Для целей постановления № 465 основаниями для отнесения действий или событий к хозяйственным операциям, не обусловленным разумными экономическими или иными причинами, в отсутствие намерения получить экономический эффект от осуществления реальной предпринимательской или иной экономической деятельности могут являться действия и (или) события, основной целью совершения которых являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора).
При оценке наличия основания, предусмотренного в абзаце седьмом части первой пункта 2 постановления № 465, в ходе проверки субъекта хозяйствования в совокупности подлежит изучению деятельность данного субъекта и участников такой деятельности по вопросам принятия управленческих решений, выполнения координирующих функций органами управления субъекта хозяйствования, участников, а также иными лицами, имеющими право давать обязательные для субъекта хозяйствования, участников указания либо возможность иным образом определять их действия, непосредственно оказывать влияние на их деятельность.
В настоящее время существенное количество организаций планируют реорганизацию путем слияния или присоединения с целью исключения наличия взаимосвязи между собственниками и соответственно исключения термина «дробления бизнеса»! Многие предприятия ликвидируются оставляя только одну организацию или объединяют бизнес путем слияния или присоединения.
Такое действие оправдано, потому что в случае работы всех раздробленных субъектов с применением общеустановленной системы налогообложения – это не исключает возможных проявлений налоговой экономии.
В этой связи актуально знать, что:
1. Реорганизация налогоплательщика является основанием для назначения выездной проверки (ст. 72 НК);
2. Реорганизация не является основанием для соблюдения двухлетнего «моратория» на назначение проверок;
3. Передача вычетов по НДС при реорганизации, в том числе по цепочке, с осуществлением нескольких реорганизаций – риск доначисления налогов по ст. 33 НК;
4. Реорганизация путем выделения с целью отнесения на выделенную компанию УСН перенести отложенные налоговые обязательства (при УСН налог на прибыль с курсовых разниц по депозитам не уплачивается) –риск доначисления налогов по ст. 33 НК;
5. Реорганизация путем выделения компании для сохранения налоговых льгот- риск доначисления налогов по ст.33НК и другое.
Собственнику свойственно осуществлять свою финансов-хозяйственную деятельность в составе нескольких субъектов предпринимательской деятельности, когда один собственник создает несколько организаций.
Делается это по многим причинам: диверсификация направления бизнеса и рисков, различные виды деятельности, возможность маневрирования, получение кредитования, участие от других компаний в тендерах и другое. Иногда такое разветвление не направлено на налоговую минимизацию.
Но на практике особое внимание в настоящее время уделяется к такой деятельности, подозревая «дробление бизнеса». В системе контроля данная тематика является очень актуальной. Соответственно собственник, следящий за изменением законодательства, применяет общую систему налогообложения во всех компаниях и полагает что такой способ является с наименьшим риском.
На практике аудит может выявлять в данной ситуации другие налоговые риски, налоговые обязательства либо исключение (снятие) необоснованно применяемых налоговых преференций той, либо иной компанией, например:
- подоходный налог у источника выплаты;
- дивиденды с пониженной ставкой;
- налог на прибыль (перераспределение затрат);
- подмена трудовых отношений;
- заниженная цена сделки (сделка подлежащая особому контролю)
- уплата налогов при работе на экспорт в Республике Беларусь (добавление в выручку/доход оборота взаимозависимой компании);
- снятие льготы;
- снятие с затрат мнимых(притворных) сделок;
- скрытое финансирование;
- эффект холдинга;
- трансфертное ценообразование;
- экономически необоснованных затрат;
- ставки НДС %, 0% и иное
Компания «ВЕДАудит» обладает существенным опытом и практикой в данном вопросе и настоятельно рекомендует своевременно проводить аудит на предмет выявления скрытых налоговых рисков и налоговых обязательств группы компаний с целью упреждения и нивелирования.
Наши контакты
Республика Беларусь
г. Минск, 220020,
пр. Победителей, д. 103, офис 502
Тел.: 37529677 72 43
Тел.: 8 017 308 78 56
INFO@VEDAUDIT.BY
Управляющий партнер по СНГ
Алексей Филонов
Аудиторские услуги
Ирина Романенко
Услуги в области налогообложения и права
Прудникович Елена
Услуги в области бухгалтерского учета
Ирина Петрович
Республика Беларусь
г. Минск, 220020,
пр. Победителей, д. 103, офис 502
Тел.: 37529677 72 43
Тел.: 8 017 308 78 56
VEDAudit@bk.ru
Управляющий партнер по СНГ
Алексей Филонов
Аудиторские услуги
Ирина Романенко
Услуги в области налогообложения и права
Прудникович Елена
Услуги в области бухгалтерского учета
Ирина Петрович